Крым и русская авиация

18 марта 2014 14:16 
Алексей Пузицкий

Крым не разделим с русской авиацией. На фото основатель русского воздухоплавания и планеризма в России Николай Андреевич Арендт (1833-1893, сын Андрея Федоровича Арендта). Он стал использовать в русском языке слова «авиация» и «авиатор». Известный врач, знавший 14 языков и общавшийся со своими пациентами на их родных языках, страстно увлекался теорией полета птиц, изучая их способность парить.

Много месяцев в Крыму наблюдал он за полетом, подробно фиксируя все особенности. Его тетради были заполнены чертежами и расчетами. В лаборатории он мастерил «летучки», макеты из бумаги и дерева и запускал их со скал. Изготавливал замороженные чучела птиц, поднимал их на «летучки» и фиксировал спуск в парящем полете. Результаты исследований опубликовал в труде «О воздухоплавании, основанном на принципах парения птиц».

 Арендт подал прошение царю о выделении денег на постройку планера, но получил отказ и разорился, строя планер на свои средства. Дочь Н.А. Арендта Ариадна была замужем за внуком И. Айвазовского (М. Латри).

Н.Е. Жуковский использовал результаты Арендта Н.А. и высоко их оценивал. 

На средства, собранные жителями России, 21 ноября 1910 года в Крыму была основана «Севастопольская офицерская школа авиации», подготовившая до 1917 года 609 летчиков, в основном из офицеров.

 

 

Прославил школу К.К. Арцеулов, победивший самого страшного врага авиаторов – «штопор». Штопор унес жизни многих летчиков. Он возникал внезапно при уменьшении скорости полета, порывах ветра. Самолет терял устойчивость и сваливался с креном вниз. Попытки летчика вывести самолет из штопора были безуспешны.  Арцеулов обосновал и сам применил способ борьбы со штопором. Он установил, что летчик пытается инстинктивно предотвратить падение, беря на себя ручку и стараясь устранить крен. Он же предложил выводить самолет из штопора ровно обратными действиями: ручку от себя и увеличивая крен.

  К ужасу собравшихся на аэродроме летчиков он ввел в штопор самолет и после одного витка вывел из штопора. Затем набрал высоту и вновь ввел самолет в штопор, подождал несколько витков и уверенно вывел из штопора.

 Он предложил командованию ввести штопор в число фигур высшего пилотажа, что впоследствии спасло тысячи жизней пассажиров и лётчиков.

Арцеулов был родственником крымчанина художника И. Айвазовского (внук) и Н. Арендта.  И сам неплохо рисовал.

В дальнейшем школа стала называться Качинским училищем летчиков. Ее закончили многие прославленные летчики: Ахмет Хан Султан, Быковский В.Ф., Ефремов В.С., Кравченко Г.П., Покрышкин А.И., Сафонов Б.Ф., Смушкевич Я.В., и другие асы России.

Крым был центром планеризма в России. Многие выдающиеся конструкторы прошли школу планеризма в Крыму:  О.К.Антонов, С.В.Ильюшин, А.С.Яковлев, А.Н.Туполев, С.П.Королев, М.К.Тихонравов, Ю.А.Победоносцев, В.Ф.Болховитинов, Д.Л.Томашевич, М.И.Гуревич, В.С.Пышнов, С.Н.Люшин, И.П.Толстых, Г.Ф.Проскура, В.П.Ветчинкин, Б.И.Черановский, Б.Г.Раушенбах, Б.Н.Шереметев, В.К.Грибовский, В.Вахмистров, А.В.Чесалов, М.А.Тайц, Г.П.Свищев и др.

Взлет и посадка на авианосцы также отрабатывалась на крымском аэродроме. Самолеты-амфибии испытывались в Крыму. Космонавты тренировались в Крыму. В Крыму был создан мощный центр Управления воздушным движением, создатели которого награждены Государственными наградами. Крым неотделим от авиации России.